Откуда привозят в нашу страну срезанные цветы, как они поступают к покупателям и что должен знать каждый, перед тем как выбрать букет?
Некоторое время назад на рынке цветов запахло скандалом – в партии фуксий из Голландии был обнаружен вредитель, крошечная мушка трипс. Таможенники не долго думая запретили поставки горшечных и срезанных цветов из этой страны.
Казалось бы, рынок должно было парализовать (ведь более 60% всех цветов приходит к нам именно из Нидерландов), однако беглый осмотр цветочных точек показал: цветы есть! Доля Голландии в общем ассортименте действительно несколько сократилась, однако никакой катастрофы не произошло. Просто ниша, занимаемая голландскими цветами, временно заполнилась растениями из других стран.
Где выращивают цветы
Самыми крупными производителями срезанных растений являются Голландия, Эквадор, Колумбия, Израиль. Первая, конечно, не располагает достаточными площадями для масштабного выращивания цветов, поэтому под ее маркой продаются цветы, выращенные как в самой Голландии, так и на плантациях Африки, Азии, Австралии.
Для экономики стран третьего мира выращивание цветов – большое подспорье, и потому этот бизнес у них в почете. К сожалению, зачастую работники цветочных плантаций не получают достойной оплаты своего труда, страдают от использования запрещенных химических препаратов против болезней растений, а почвы, занятые цветами, быстро истощаются.
Поэтому сначала в Германии, а затем и во всей Европе с 1999 года введен ярлык (так называемый flower label), в котором должно быть ответственно указано, что растения выращены на плантациях, где соблюдаются требования экологов и нормы защиты работников.
Доставка цветов: упаковка, перевозка, хранение
Почти созревшие, с закрытыми бутонами, цветы срезаются, сортируются, увязываются в пучки и упаковываются в коробки. Продается такой товар на цветочных аукционах огромными партиями по максимальной цене.
Затем коробки с цветами грузятся в самолеты или специальные фуры-холодильники и отправляются в самые дальние уголки Земли. Там их уже ждут оптовые склады, где партию распределяют по предварительным заказам или выставляют в свободную продажу. Мелкооптовые же покупатели, хозяева цветочных салонов или магазинов, покупают небольшие партии, соразмерные их нуждам.
В Москву, например, цветы поступают два раза в неделю: в понедельник и четверг. Так что во вторник и пятницу вы приобретете в магазине свежие цветы (да и выбор будет большой), в среду и воскресенье покупателю уже нужно обратить пристальное внимание на состояние растений.
Розы, тюльпаны и пионы — вот и весь букет
Подавляющую часть цветочного рынка в нашей стране охватывают жители Закавказья. Как сказал однажды режиссер Юлий Гусман: «Ну что же тут поделаешь? Если мои земляки лучше других умеют хранить и продавать фрукты и цветы – значит, им этим и нужно заниматься!»
Поэтому при покупке букета вам, скорее всего, придется объясняться именно с южным человеком. И не беда, что герберу он может назвать «гэрбер», а аранжировочное растение лимониум – «линоль». Зато южного радушия будет навалом.
Правда, на крупных цветочных рынках покупателю не стоит ждать флористических изысков: как правило, все цветы свежие, но никакой затейливой упаковки для букета не предусмотрено. Здесь вотчина не дизайнеров, а продавцов – чем больше берешь не торгуясь, тем милее ты их сердцу.
Особого разнообразия в ассортименте тоже не будет: розы нескольких сортов, герберы, ирисы, гвоздики и хризантемы, весной добавляются тюльпаны, летом – пионы. Вот, пожалуй, и все.
Букеты на разный вкус и кошелек
Множество магазинчиков, стационарных и передвижных ларьков с цветами сейчас есть в любом крупном городе. Ассортимент в них приблизительно одинаковый и не сильно отличается от того, что предлагают покупателям на рынках. Но зато здесь продавцы делают букеты на разные вкус и кошелек и варьируют упаковку: от прозрачного целлофана до цветной сетки и креповой бумаги разнообразной фактуры. Правда, внешний вид таких букетов зависит от «креативности» продавщицы.
Иногда и ассортимент хороший, а букеты пошло стандартные, да еще и явно увядающие. Владельцы самых бойких торговых мест не позволяют себе расслабиться – цветы всегда свежие, выбор большой, букеты затейливые.
Летняя пора при всей ее приятности – беда для цветов, которые попали в магазины, не оснащенные кондиционерами. Потенциальному покупателю стоит хорошенько подумать, прежде чем покупать букет в таком месте – скорей всего, измученные цветы быстро увянут.
Так что, готовясь выбрать изысканный подарок для дамы или начальника, осмотрите торговое место – приятные интерьер и микроклимат, богатая и привлекательная витрина, разнообразие ассортимента скорее приведут к успеху вашего предприятия, чем наличие скучающего, курящего среди трех жалких букетиков продавца.
Фантазия флориста – дело дорогое
Высший пилотаж столичной флористики – цветочные салоны. Располагаются они, как правило, в центре, принимают на работу дипломированных дизайнеров, предлагают богатый выбор экзотических цветов и достойный уровень аранжировок. Понятно, что все эти блага не удастся приобрести за небольшие деньги – наценка за творческий подход присутствует.
В таких салонах можно выбрать букет или композицию по каталогу, обсудить мельчайшие подробности будущего шедевра с талантливым флористом, сделать заказ заранее или, напротив, присутствовать при сборке букета и давать свои рекомендации. Именно здесь придирчивым цветочным гурманам стоит искать заморские чудеса: глориозу и декоративные ананасы, лотосы и фреезию, орнитогалумы и гипеаструмы.
К тому же в салонах, как правило, богатый выбор аранжировочного материала, то бишь зелени: триферн и саллал, листья аспидистры и аспарагус плюмозус составят достойный ансамбль с цветами и плодами. Как говорят флористы: «Много зелени и один цветок – это букет, много цветов и отсутствие зелени – просто веник».
Как обманывают продавцы цветочных магазинов
Наверняка многие видели в цветочных магазинах розы, головки которых декорированы прозрачной целлофановой «рюмочкой». Никогда не верьте словам продавцов, что это «для красоты» или «розочка стоять долго будет». Такую операцию проделывают только с теми цветами, которые уже умирают, чей бутон собирается осыпаться.
Розовый бутон должен быть тугим, упругим и закрытым, желательно присутствие внешних, пусть и не очень красивых лепестков, «рубашки». После того как она оборвана, цветок быстро раскрывается и вянет.
Усики зеленой чашечки цветка не должны быть опущены вниз – у подавляющего большинства сортов это признак первой стадии умирания. Цветы пьют воду не только через стебель, но и через листья – обратите внимание на наличие крепкой, свежей листвы. А вот шипы опытные продавцы срезают – получатель букета не должен уколоться.
Правила выбора цветочного букета
Итак, обзор цветочного рынка показывает, что при всем изобилии растений для совершения удачной покупки необходимо следовать хотя бы примитивным правилам. Вот они:
- Нужно внимательно оценивать уровень магазина и ассортимент товара.
- Не стесняйтесь спорить с продавцом, если он станет уверять вас, что поникшие цветы «отопьются», стоит принести их домой.
- Старайтесь присутствовать при формировании букета, тогда вы будете уверены, что все составляющие в нем – хорошего качества.
- В цветочной торговле (к сожалению или к счастью) нет никакого романтического флера – к товару стоит предъявлять такие же требования, как к продуктам или одежде: адекватная цена, свежесть и богатство выбора