Распродажа или уловка торговца?

В супермаркете Одежда и обувь
В сезон скидок впору потерять голову.Но не спешите соблазняться якобы низкими ценами. Часто магазины под видом распродажи избавляются от никому не нужных товаров

Сетевой супермаркет в нашем районе часто объявляет распродажи на те или иные товары. Вчера, скажем, дешевле отдавали консервированную сайру, сегодня – стиральный порошок. А больше всего на этой неделе покупателям нравятся подешевевшие креветки – даже пенсионеры нагребают себе лопаточкой грамм по 300, полакомиться…

Никто, к сожалению, не помнит, что нынешняя низкая цена была таковой и месяц назад, только народ у лотков с креветками тогда не толпился. Потом цену подняли (уж совсем отбив у народа интерес к скукоженым рачкам), и вдруг вновь с шумом и гамом, с перечеркиванием предыдущего ценника, опустили до прежней. Немудрящий фокус сработал – витрина быстро пустеет.

Скидки и распродажи – проверенные временем эффективные приемы стимулирования сбыта

Но то, что кажется чуть ли не благотворительной акцией супермаркета или автосалона на самом деле является холодным расчетом маркетологов. Во всяком случае, в России. Как правило, никто не собирается отдавать товар действительно дешево, просто объявление магазином распродажи является беспроигрышным рекламным ходом.

Распродажи круглый год

Бум распродаж в нашей стране — явление перманентное. Однако такого оглушительного ажиотажа, какой существует в Европе и США, у нас не наблюдается  – товары не продаются вдвое-втрое дешевле, очередь не выстраивается под магазином с ночи, покупатели не устраивают гонки с тележками по торговым залам.

Даже новогодние (рождественские) распродажи – знаковое явление для западной торговли – у нас приживаются с трудом. Например, только чуть больше 40% фирм-продавцов одежды модных брендов готовы ощутимо снизить цены в конце года, прочие же предпочитают дождаться сезонного сэйла (от английского sale – распродажа по сниженной цене) и попробовать сбыть меховые сапожки весной, а купальники ближе к холодам.

Цены тронулись

У нас, в отличие от западной торговли, сезон sale круглый год. Все уже привыкли к постоянным якобы скидкам, поэтому особого ажиотажа нет. Каждый продавец выбирает время для скидок в зависимости от необходимости. Залежавшиеся сапоги и шубы нужно срочно сплавить – ведь распродажа в том числе и отличный способ переместить товар из забитых складских помещений в не менее забитые домашние гардеробы граждан.

Для этого требуется совершить несколько простых манипуляций. Прежде всего, стоимость товара изначально завышается, и это тоже одна из особенностей национального ценообразования (кстати, во Франции тех, кто заранее завышает цены, штрафуют), так что даже продажа со скидкой дает продавцу возможность получить свою прибыль.

В течение распродажи товар, как правило, дешевеет два раза, а не продавшись, отправляется назад на склад, до следующего сезона. Понятно, что тогда уже он будет вновь стоить дорого. О распродаже нужно заявить громко, используя рекламные буклеты и СМИ. Расходы на рекламу будут заложены в стоимость тех же самых рекламируемых товаров.

Распродажи — это для богатых

Российские покупатели быстро привыкли экономить деньги на распродажах, теперь это уже не стыдно («купила кофточку подешевле, но не признаюсь, скажу, что дорого!»), наоборот, так приятно «обрадовать» друга: «Ой-ой-ой, ты, переплатил за телефон, а я вот со скидкой взяла ту же модель!».

Социолог Наталья Гурова утверждает: «Сезонные скидки адресованы обеспеченным людям, а не ограниченным в средствах, как могло бы показаться на первый взгляд. Человек, живущий «на одну зарплату», как правило, не может спонтанно отдать деньги за товар, который не нужен ему сегодня – он купит весной не теплую куртку, пусть она будет и вдвое дешевле, чем в декабре, а легкий свитер, который нужен ему сейчас. Таким образом, не стесненные в средствах люди как раз и получают возможность дополнительной экономии, а малообеспеченные вынуждены брать товар по сезону».

Скидки, бонусы и подарки

Существуют различные приемы для того, чтоб мягко заставить человека купить больше: скидки, дегустации, бонусы постоянным покупателям, подарки, премии (скажем, при покупке 5 единиц товара, шестая – бесплатно), предоставление бесплатных образцов продукции, начисление на дисконтную карту баллов, которые затем служат для оплаты очередной покупки и т.д.

Широко разрекламированная скидка приманит даже тех, кто не нуждался вроде бы в данных товарах и услугах. Количество посетителей увеличивается, и, несмотря на меньшую прибыль с единицы товара, общая прибыль магазина увеличивается, да к тому же имидж компании в глазах потенциальных покупателей улучшается.

Конечно, покупателям всегда стоит сохранять трезвый ум, чтоб не потратить зря свои деньги. Допустим, некий магазин объявил о сезонной распродаже. Витрину украсили цифры 30%, 50%, 70%, сигнализирующие о падении цен, – причем самые крупными и яркими, конечно же, будут последние. Неудивительно, что человек зайдет в магазин в полной уверенности, что его ожидает именно семидесятипроцентная скидка. Между тем скидки как раз не превышают 30%, и только самый завалящий товар будет действительно ощутимо уценен.

Продавцам нет смысла терять деньги и работать себе в убыток. Их задача всеми правдами и неправдами заманить покупателя и заставить его раскрыть кошелек. Не стоит забывать и о таком приеме как “психологическая цена”, который взяли на вооружение практически все. Психологической называется цена чуть меньше круглой суммы, например, 19,99 руб. Она создает иллюзию более дешевой покупки, в данном случае на 1 рубль. А если на ценнике будет указана цена 29 999 руб., покупатель подумает, что отдает 29 тысяч, а не 30.

Честных скидок не бывает?

Получается, что честных скидок не бывает? И покупатель в любом случае станет жертвой манипуляций – заметим, вполне довольной и счастливой жертвой? Всё не так страшно. Реальные скидки существуют – например, конкурирующие интернет-провайдеры в борьбе за клиентуру действительно снижают цены на свои услуги, уже сделав их вполне доступными большинству потребителей.

Остается надеяться, что отечественная система скидок и распродаж будет постепенно становиться всё более цивилизованной, покупатель любого товара – от пельменей до квартир и автомобилей – сможет получать действительную, а не мнимую выгоду, и «игра в скидки» переместится с поля продавца на поле потребителя.

Как уберечь деньги на распродаже

  • Задайте себе вопрос – купили ли бы вы этот товар, если б на него не было скидок? Скорее всего, вы сочли бы его ненужным.
  • Не берите с собой много денег – маркетологи для того и работают, чтоб вы оставили приличную сумму в магазине. Продумайте покупки заранее и придерживайтесь своего списка.
  • Помните, что товар, купленный на распродаже, зачастую не подлежит возврату даже при наличии брака.
  • Попав на распродажу, узнайте, получите ли вы дополнительную скидку по своей дисконтной карте. Как правило, скидки не суммируются.
  • Задумайтесь, так ли будет модна эта одежда или обувь в следующем сезоне? Возможно, что распродающиеся сегодня меховые сапожки с помпонами будущей зимой уже перестанут быть актуальными.
Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Шопинг с умом